Обратная связь

Ваше сообщение было успешно отправлено

Джилы-Су

Джилы - Су - это удивительное место, которое находится у подножия двуглавого великана, сурового и торжественно-прекрасного Эльбруса. Этот уголок, один из самых интересных и загадочных из всех, что можно увидеть на Кавказе. Здесь из-под земли бьют минеральные источники, обладающие целебными свойствами. Первозданная красота Джилы-Су надолго запомнятся Вам лучшими панорамными видами Главного Кавказского хребта и Эльбруса, гигантскими водопадами, купанием в теплых нарзанах, каменными замками, мистическим Калиновым мостом и многим, многим другим...  Все это заставит биться сердца даже искушенных путешественников.

1 тур. Джилы-Су: нарзанные ванны, серебряный источник, гигантские водопады, менгиры, Долина Нарзанов, поляна Эммануэля, гора Тузлук, Калинов Мост, Долина Замков.

2 тур. Джилы-Су: поляна Эммануэля, Немецкий Аэродром, поляна каменных грибов и др

У северного подножья горы Эльбрус находится урочище Джилы-су. Это одно из красивейших и загадочных мест Северного Кавказа. Джилы-Су (Джылы-Су, Джылысу, Джилысу, Жилысу и т.д.) в переводе означает «тёплая вода». Оно известно своими уникальными лечебными минеральными источниками (их там около 14-ти, причем нескольких разновидностей) , расположенными в верховьях реки Малки на высоте 2380 м. Река Малка, с высокими обрывами берегов, - крупный левый приток Терека, она берет начало на северных ледовых полях Эльбруса. Верховья реки как бы заключены в скалистой чаше. Слева ее границей служит северный отрог Эльбруса с вершиной Кызылкая, а справа - хребет Кыртык и северный (Каракайский) отрог вершины Балык.. Среди этой красоты устроены небольшие нарзанные бассейны .

Эти « горячие нарзаны», так называют бьющие из-под земли минеральные воды, углекислые и слабокислые нарзаны, содержат в повышенной концентрации минеральные и органические вещества, которые обладают уникальными целительными свойствами. На русский язык «нарзан» можно перевести как "богатырский напиток, "вода богатырей". Нарзан считался источником силы жившего когда-то на Северном Кавказе племени нартов. Уникальность нарзанных источников Джилы-Су заключена как в химическом составе воды, схожим с пятигорскими нарзанами, так и в высокой термальной температуре(+22-24), с которой вода поступает на поверхность. И здесь на поверхности вода как бы «кипит».

Мустафа Джаппуев в своей книге «Лечебные минеральные источники подножья Эльбруса» так пишет об источниках: «Вода минеральных источников Джилы-су представляет собой сложную динамическую систему, содержащую углекислый газ, минеральные и органические вещества, находящиеся в растворенном коллоидном состоянии. …По мере движения подземных углекислых вод к поверхности земли снижается давление, и в итоге наступает такое состояние, когда часть растворенной в воде углекислоты начинает выделяться из нее в атмосферу в виде многочисленных пузырьков, придавая воде источников Джилы-су вид „кипения»».

При приеме ванн из «горячих нарзанов» Джилы-Су наступает стойкое улучшение со стороны нервной системы – улучшается память, проходят головные боли, нормализуется артериальное давление. При заболеваниях опорно-двигательного аппарата сочетание температурного режима с действием природного химического состава вод Джилы-Су способствует выведению солей из суставов и восстановлению их подвижности, заживляющее действует на различные кожные и аллергические заболевания, повышает мышечный и сосудистый тонус. Содержащийся в минеральной воде кальций и кремний оказывают укрепляющее действие на костную ткань.

Кроме «горячих нарзанов» в урочище Джилы-Су есть еще и лечебные серебряные источники. Минеральная вода которых действует аналогично «живой» воде из старой русской сказки, возвращая утраченное здоровье.

Серебряные источники улучшают микроциркуляцию крови и лимфы в коже, нормализуют работу сердца, выравнивают артериальное давление, повышают иммуннитет, оказывают противовоспалительное действие, нормализуют морфологический состав и свертываемость крови, стимулируют процессы регенерации тканей, оказывают нормализующее действие на основной обмен. Вода серебряного источника по составу напоминает плазму крови человека.

Минеральные воды Джилы-Су обладают эффективным лечебным свойством при заболевании не только органов пищеварения, но и многих других заболеваний.

Специалистами установлено, что при внутреннем применении вода в результате непосредственного контакта с органами пищеварения стимулирует секреторные и гормональные функции, оказывает благотворное действие. Употребление углекислых вод малой минерализации способствует вымыванию из организма шлаков и избытка солей. Отмечено, что природные минеральные воды Джилы-Су при их применении действуют на организм комплексно, улучшая состояние многих органов.

Рядом с источниками находится водопад Султан . Его высота 40 метров. Зрелище завораживающее! А немного далее – второй водопад, с 27-метровой высоты стремительной узкой струей спадающий в узкое ущелье. Третий водопад - Каракая-Су. 

Если подняться выше источников, то откроется потрясающей красоты вид на долину реки Малки. Сбоку располагается балка "Кала-Кулак", более известная у туристов под другими названиями - "Ущелье замков""Долина замков" – созданные самой природой экзотические каменные пирамиды, образовавшиеся вследствие размывания и выветривания древних озерных отложений, действительно напоминают рукотворные замки самой причудливой формы.
А вообще, издревле урочище Джилы-су считалось мистическим. Даже обыкновенный обыватель, попадая сюда, испытывает необычные состояния сознания и встречается с необъяснимым опытом, выходящим за рамки логики. Это особо паранормальная зона. Здесь, говорят, постоянно наблюдается активность НЛО.

Каменные грибы Джилы-Су

Среди уникальных мест северного склона Эльбруса и удивительная местность, получившая название «поляна каменных грибов». Грибы эти не настоящие, а именно каменные: словно неведомо кто, играя и забавляясь, каменный гриб аккуратно уложил на узкие природные основания плоские каменные шляпки. На самом деле каменные грибы - это уникальные формы выветривания окаменевшей породы, или, как говорят ученые, «формы выветривания игниоритов под воздействием стоковых ветров с Эльбруса».

Побывавшие здесь люди говорят, что здесь расположена особого рода геопатогенная зона, оказывающая поистине удивительное влияние на человека, прежде всего на повышение мужской силы...

Плоские шляпки нерукотворных истуканов словно притягивают, а когда, не в силах противостоять извечному человеческому желанию покорить все, что выше твоего роста, взбираешься на них, явственно ощущаешь поток тепла, идущий вовсе не сверху, а снизу, от самих шляпок. Словно каменные плиты вобрали в себя солнечное тепло, аккумулируя его за день, а теперь щедро делятся с тобой. Вполне естественное явление, но вот только от камней, расположенных чуть ниже поляны и точно так же одаряемых теплом светила, почему-то тянуло холодом, и достаточно пронзительным.

Немецкий аэродром

У подошвы Эльбруса, выше урочища Джилы-Су, есть загадочное место: посреди гористых изломов и склонов вдруг взгляду открывается абсолютно гладкая площадка размером километр на два. Очевидцы, добиравшиеся до этой идеально ровной поверхности, рассказывают, что столбенели от неожиданно открывающегося зрелища. В XX веке у этой странной прихоти природы появилось вполне конкретное название — «немецкий аэродром».
Так в послевоенные годы его называли жители окрестных селений. Историки Кабардино-Балкарского университета единодушны: в предгорьях Эльбруса не могло быть немецкого аэродрома - ни по тактическим, ни по географическим соображениям. Однако Виктору Котлярову, издателю из Нальчика, удалось узнать следующее.
Житель аула Былым Муса в тот год, когда на его родину вторглись горные егеря Гитлера, был 12-летним подростком. Изо дня в день он пас в горах скот. Отвлекал его от этого занятия только звук немецкого самолета, заходящего на посадку на ровное плато за селением. Эту картину наблюдали многие односельчане и впоследствии вспоминали, что еще некоторое время после войны на "летном поле" оставались железные мачты.
Но рассказ о немецком аэродроме так и продолжал бы оставаться стариковским преданием, если бы не случайно найденная пару месяцев назад историком из Нальчика Олегом Опрышко разведсводка № 041 из архива Минобороны, датированная осенними днями 42-го года и попавшая в руки Котлярову. В штаб 2-й стрелковой дивизии пришло сообщение: "Горная площадка используется немцами для посадки самолета "фокке-вульф", который, по словам жителей, производит ежедневную посадку". Выходит, действительно в горный массив Эльбруса, над которым колыхался фашистский флаг, залетали вражеские самолеты. Но с какой целью?
- Муса рассказывал, что на его памяти самолеты садились несколько раз. Однажды на борту "фокке-вульфа" прибыли странные люди. Старик описывал их так: "Узколицые, не наши, в белом". Их было много, и они были смуглые и безволосые.
По этому описанию Котляров сделал вывод: узколицые - скорее всего, азиаты, в белом - вероятно, служители культа. Так кого и зачем привозили на священную гору самолеты алчущего владычества Гитлера?
Котляров сопоставил этот рассказ с известными свидетельствами о том, что в окружении Гитлера долгое время был "человек в зеленых перчатках" - тибетский монах, что до войны нацистами было организовано несколько экспедиций в Тибет, колыбель древних цивилизаций, на поиски Шамбалы. И что после падения рейха наши войска обнаружили в Берлине около тысячи трупов выходцев с Востока.
Вывод Котлярова был сенсационен: "не наши в белом" - не кто иные, как тибетские ламы, переправленные на "фокке-вульфах" по приказу Гитлера на священную гору ариев, так называемое "место силы", где небо открывается и можно провидеть будущее. Скорее всего, восточные мудрецы, посвященные в тайны духа и мироздания, медитировали на склоне Эльбруса, проницая в будущее, пока рядом пас свою отару молодой пастух Муса. Именно им, а не трем эсэсовским альпинистам, водрузившим флаг над высочайшей точкой Кавказских гор, было поручено вести переговоры с небом.
Обратный рейс самолет, привезший пассажиров в белом, выполнял пустым. Как утверждал старик, немцы расстреляли тибетских лам в урочище Джилы-Су, И якобы даже где-то есть знак свастики, выложенный камнями, отмечающий место их захоронения.
- Возможно, их убили за плохой прогноз исхода войны, - размышляет Виктор Котляров. Действительно, прошло не так много времени, и немецкий флаг, водруженный на вершину Эльбруса, был снят советскими альпинистами. - Утверждать можно одно: теперь мы точно знаем, что немецкий аэродром, зафиксированный в разведдонесениях и оставшийся в памяти стариков из урочища, действительно существовал. Тайна же пришельцев с Востока, одетых во все белое, пока остается тайной...
Интерес Гитлера к Тибету, находящейся там таинственной, хотя до сих пор так и не найденной стране Шамбала, куда его сподвижники Карл Хаусхофер и Рудольф Гесс организовали несколько экспедиций, стремясь привлечь на свою сторону всесильных повелителей Шамбалы, и где офицер СС Эрнст Шеффер в 1938 году в Лхасе, столице Тибета, даже организовал так называемую «Встречу Западных и Восточных свастик», общеизвестен. Как и то, что, взяв Берлин, наши солдаты обнаружили более тысячи трупов людей с чертами лица, характерными для жителей Гималаев. Как и то, что, по ряду свидетельств, у Гитлера в консультантах был тибетский монах, носивший зеленые перчатки. (Кстати говоря, проявляли интерес к Шамбале и органы ОГПУ - небезызвестный Яков Блюмкин, тот самый, что вошел в историю как участник убийства немецкого посла Мирбаха, в 20-е годы прошлого века побывал в Гималаях.)
Не меньший интерес проявлял подверженный мистицизму Гитлер и к священной горе арийцев — Эльбрусу. Еще в семидесятых годах прошлого века, занимаясь подготовкой книги об истории и становлении комсомола Кабардино-Балкарии, записывая воспоминания ветеранов, мы обратили внимание на то, как много встреч с туристами из Германии проходило в конце тридцатых годов. Естественно, свидетельствовали они о пламенном интернационализме, пролетарской солидарности; все немецкие друзья были «ротфронтовцами», тельманцами — одним словом, представителями германского рабочего класса. Но уж очень много среди них оказывалось любителей горного туризма. Понятно, что Эльбрус как магнит притягивает альпинистов. Только время показало, что большинство из этих восходителей были еще к тому же и профессиональными разведчиками, выполнявшими достаточно специфические задания, причем связанные не только с рекогносцировкой местности, в частности Приэльбрусья. Совсем скоро многие из них вернутся сюда, но уже в составе подразделений горных егерей...

А вот что пишут французы Луи Повель и Жак Бержье, первыми исследовавшие мистические теории, лежащие в основе германского нацизма в своей книге «Утро магов»: «Когда следующей весной войска захватили Кавказ, произошла странная церемония. Три эсэсовских альпиниста взобрались на вершину Эльбруса, священной горы арийцев, колыбели древних цивилизаций, магической вершины секты «Друзья Люцифера». Они водрузили там знамя со свастикой, благословленной в соответствии с ритуалом Черного Ордена. Благословение знамени на вершине Эльбруса должно было отметить начало новой эры. Теперь времена года должны были повиноваться и огонь- на тысячелетия победить лед. В предыдущем году имело место серьезное разочарование, но это было только испытанием, последним перед подлинной духовной победой. И вопреки предостережениям классических метеорологов, предсказывающих еще более опасную зиму, чем прошлая, вопреки тысяче угрожающих признаков войска двинулись на север, к Сталинграду, чтобы разрезать Россию надвое».
У немецкого генерала Курта Типпельскирха в его фундаментальной работе «История Второй мировой войны» есть такая, несколько ироничная фраза: «...На Эльбрусе немецкие горные стрелки подняли 21 августа немецкий флаг, но это значительное достижение альпинизма не имело ни тактического, ни тем более стратегического значения». А в материалах Нюрнбергского процесса генерал-полковник Альфред Йодль вспоминает, что одно упоминание Эльбруса «вызвало у Гитлера неслыханный скандал».
Откуда Типпельскирху и Йодлю, профессиональным штабистам, прожженным воякам, знать, что Эльбрус должен был стать самым главным шагом к Тибету, к овладению высшими знаниями, к полному овладению миром, когда народы сами падут ниц перед сверхчеловеком...
Все перечисленное выше: о таинственных пассажирах, привезенных к подножию Эльбруса, их медитации, предсказании и последующей смерти, как и сам немецкий аэродром, — можно, ничуть не сомневаясь, отнести к области фольклора, легенд, привнесенных извне, альпинистско-туристской братией, склонной к шуткам и розыгрышам. Да только вот в 1943 году туристов в Приэльбрусье не наблюдалось, а 8 марта следующего года балкарцев депортировали в Среднюю Азию и Казахстан. Так что мифотворчеством было заниматься некому.